Секреты гусельной мастерской:
костный клей для дерева
Мастерская "Гусли и Струны" делится секретами изготовления
гуслей.
В этом видео мы вам расскажем о костном клее для музыкальных
инструментов.
Что такое костный клей и как его приготовить, почему при
изготовлении музыкальных инструментов применяется костный
клей, секретный компонент клея.
Ко
мне часто обращаются люди с вопросом, как настроить гусли. В
данной статье я постараюсь максимально простым и доступным
языком объяснить, каким образом можно настраивать гусли.
Пишу специально для новичков, кто впервые взял гусли в руки,
кто не знаком с музыкальной теорией и терминологией. Мы
рассмотрим два способа настройки гуслей, в том числе я
расскажу, как научится настраивать гусли на слух.
Поступим следующим образом: в первой части рассмотрим
способ настройки по тюнеру для тех, у кого нет желания или
времени глубоко вдаваться в теоретические основы музыки.
Некоторые моменты все же придется затронуть, но это минимум.
Во
второй части настроим гусли на слух по интервалам. Уверяю
вас, ничего сложного здесь нет, рано или поздно все к этому
приходят. Не бывает так, что слуха нет совсем, да и
развивается он довольно быстро.
Часть первая. Настройка гуслей по тюнеру.
Итак,
самый простой способ – это настроить гусли по тюнеру. Для
этого нам потребуется тюнер – специальное устройство для
настройки инструментов, либо компьютерная программа для
вашего стационарного компьютера или мобильного устройства.
Приведу самый простой пример: допустим, у нас есть планшет
с системой Андроид. Устанавливаем приложение-тюнер (их
множество, выбираем любой, можно установить несколько –
потом выберем наиболее удобный). Запускаем приложение.
Внешний вид может отличаться, но суть одна: на экране
стрелка, дергаем струну – стрелка показывает наиболее
близкую ноту для данного звука. Также мы видим, насколько и
в какую сторону (выше - ниже) отличается наш звук от этой
ноты. Если стрелка стоит в середине шкалы, то струна
настроена точно под какую-то определенную ноту, именно так
мы и будем настраивать гусли.
Теперь нам нужно понять, под какую ноту настраивать каждую
струну наших гуслей.
Если вы приобрели инструмент у мастера, тогда все просто:
спрашиваете, какой струне какая нота соответствует, и
настраиваете.
А если нет возможности найти мастера, изготовившего
инструмент, или вы сами сделали свои первые гусли и еще не
знаете, как они должны звучать?
Тогда действуем по приведенному ниже алгоритму. Но чтобы в
нем разобраться, нам потребуется немного теории.
Начнем с того, что гусли вообще можно настраивать
по-разному, смотря какую музыку мы хотим играть. В данной
статье речь идет только об одном наиболее распространенном и
типичном для русских гуслей строе.
Итак, гусли мы будем настраивать в миксолидийский лад.
Кроме того, самую нижнюю струну (и по звуку, и по
расположению на инструменте) мы настроим в качестве бурдона.
Не буду сейчас отступать от темы и объяснять, что такое
миксолидийский лад, желающие узнать посмотрят в музыкальном
словаре. Бурдон (или басок) – это низкий постоянно звучащий
тон, своего рода фон, на котором играется вся остальная
мелодия. Вспомните например волынку: постоянно звучат 1-2
бурдона, а на их фоне играет основная дудка.
На русских крыловидных гуслях нижняя струна обычно
отстраивалась в бурдон (при общем количестве струн от 7 и
выше). Можно и без бурдона играть, но с бурдоном гусли
звучат более красиво.
Так вот, перед нами расстроенные гусли и тюнер. Для начала
нужно определить, на какой высоте будут звучать гусли.
На самом деле, вариантов у нас не так много, а именно 12.
Почему же 12 спросите вы, ведь нот всего 7? Давайте
посмотрим на таблицу. (скачать
таблицу в хорошем качестве)
Слева столбец с номерами струн от 0 до 9. Бурдон не
участвует в общей нумерации, поэтому ему мы присвоили номер
0. Таблица составлена для 10-струнных гуслей (всего струн
вместе с бурдоном 10), но подходит для настройки гуслей с
любым количеством струн, в том числе шлемовидных
многострунных. Просто начиная с 8 струны названия нот
повторяются с начала.
Бурдон настроим в самую последнюю очередь, а сейчас нас
интересует 1 струна (строка выделена серым цветом).
Слева направо мы видим названия основных и «промежуточных»
нот. Основных нот семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Остальные ноты получаются путем повышения или понижения
основных нот на полутон (пол тона, 1/2 целого тона).
Полутоном будем считать минимальное возможное расстояние
между нотами.
В таблице мы видим знаки после некоторых ноты: # - диез
(повышение на полутон), ♭
- бемоль (понижение на полутон). Не все ноты имеют диезы и
бемоли, не будем углубляться в эту тему, для настройки
гуслей по тюнеру нам достаточно будет того, что записано в
таблице.
Сразу договоримся, что ля# и си♭-
это одно и то же, в таблице я везде пишу си♭.
Еще
один момент касательно ля# и си: часто возникает путаница
из-за различных систем обозначения нот. В нашей таблице все
ноты записаны по-русски. Часто бывает, ноты записываются
латинскими буквами. Беда в том, что в различных системах
записи нот латинскими буквами ноты ля# и си♭могут
быть обозначены по-разному:
Чтобы не запутаться, лучше всего найти тюнер, где можно
изменить настройку отображения нот с латинских на русские
буквы.
Теперь возвращаемся к настройке гуслей.
Алгоритм настройки гуслей по тюнеру
1.
Настраиваем струну номер 1 «как нам нравится». Просто
выбираем среднее натяжение. Не слишком слабое, не слишком
сильное. На данном этапе струна просто должна звучать. Если
она дребезжит и болтается на колке – подтянуть, если
перетянута и готова уже порваться – ослабить.
2.
Смотрим на тюнер, подстраиваем 1-ую струну до ближайшей ноты
(любой ноты, стрелка должна быть на середине, т.е. чистая
нота, не важно, с диезом, бемолем или без них).
Допустим, у нас получилась нота ре#.
3.
Смотрим в нашу таблицу. Находим в строке 1 (выделена серым
цветом) ту ноту, которую показал тюнер. В нашем случае это
ре#. (скачать
таблицу в хорошем качестве)
4.
Теперь настраиваем 2-9 струны в соответствии со значениями
найденного столбца.
5.
В последнюю очередь настраиваем бурдон.
6.
Слушаем, что у нас получилось, при необходимости
корректируем.
Если при настройке мы понимаем, что верхние струны натянуты
слишком сильно, или уже перетянули и порвали одну, значит
первую струну мы настроили слишком высоко, ослабляем
натяжение 1 струны и повторяем алгоритм с начала.
Если на бурдоне получилось слишком слабое натяжение, и он не
звучит, то нужно повысить натяжение 1 струны и повторить
алгоритм с начала.
Если бурдон недотянут, а верхние струны перетянуты – скорее
всего, неправильно подобран комплект струн, попробуйте
настроить без бурдона.
Часть вторая. Настройка гуслей на слух.
Настраивать гусли на слух очень просто, а главное быстро.
При этом нам не нужны дополнительные приспособления, схемы,
таблицы и прочее. Так что рекомендую!
В данном случае настраивать гусли мы будем не по нотам, а
по интервалам. Другими словами, нам не важно, на какой
высоте будут звучать гусли, главное соблюсти «расстояния» в
нотах между струнами (интервалы).
Музыкальный интервал – это соотношение между двумя звуками.
Для настройки гуслей нам потребуются запомнить, как звучат
следующие интервалы: октава, квинта и кварта, а также
мажорное трезвучие.
С октавой все просто, это та же нота, только на другой
высоте, звуки сливаются в один. Квинту и кварту просто
запомним на примерах. Трезвучие – это три звука, но
рассматриваем его как единое целое, так нам удобнее и проще
будет запомнить. По сути, трезвучие мы получим из квинты:
просто вставим между двумя звуками квинты еще один звук, и
запомним, как звучит эта конструкция.
Теперь слушаем, как звучат нужные нам интервалы.
Октавы - пример
звучания на гуслях:
Квинты - пример звучания на гуслях:
Кварты - пример звучания на гуслях:
Мажорные трезвучия - пример звучания на
гуслях:
Итак, теперь мы знаем, как звучат октава, кварта, квинта и
мажорное трезвучие. Приступаем непосредственно к настройке.
Алгоритм настройки гуслей по интервалам
1. Настраиваем 1 струну «не слишком высоко - не слишком
низко» (см. пункт 1 алгоритма настройки по тюнеру).
Напоминаю, бурдон у нас пронумерован как «нулевая» струна, 1
струна – следующая вверх за бурдоном.
2. Настраиваем 5 струну по первой. Интервал – квинта.
3. Настраиваем 3 струну таким образом, чтобы между 1,3 и 5
струнами образовалось мажорное трезвучие. Вернее, первую и
пятую струну мы уже состроили между собой в пункте 2, и нам
осталось лишь подстроить к ним третью струну до трезвучия.
4. Настраиваем 4 струну по первой. Интервал – кварта.
5. Настраиваем 2 струну по пятой. Интервал – кварта.
6. Настраиваем 6 струну по второй. Интервал – квинта.
7.
Настраиваем 7 струну по четвертой. Интервал – кварта. Таким
образом мы настроили первые семь струн, не считая бурдона.
8. Настраиваем все остальные струны (сколько бы их ни было)
в октаву: 8 струну по первой, 9 струну по второй, 10 струну
по третьей, и т.д.
9. Настраиваем бурдон в октаву по пятой струне.
10. Слушаем, что у нас получилось. При необходимости
корректируем высоту 1 струны и производим настройку, начиная
с пункта 2.
* * * * *
Пожалуй,
на этом все, теперь вы знаете, как настраивать гусли.
Надеюсь, что статья была вам полезна, и помогла разобраться
в столь важном вопросе.
Уважаемые музыканты-профессионалы, не судите строго и не
ругайтесь за множество допущений и упрощений в теоретической
части. Цель статьи – донести информацию до людей, впервые
взявших в руки музыкальный инструмент, и помочь им
самостоятельно настроить гусли. Если кому-то из читателей
это удалось – я считаю, что цель достигнута.
Сегодня
я расскажу вам об одном из способов установки струн на
гусли. Способ этот отличается простотой и надежностью
крепления. А если заранее заготовить струн по приведенной
ниже методике, то можно очень быстро заменить внезапно
лопнувшую струну.
Струнодержатель крыловидных или лировидных гуслей как
правило представляет собой п-образную скобу либо
металлический стержень. Струны мы будем крепить таким
образом, что они сами будут затягиваться в петлю на
струнодержателе.
Из
инструментов нам понадобится лишь пара небольших
плоскогубцев, чтобы накрутить на концах струн маленькие
петельки. Делается это следующим образом.
Отступаем
от края струны миллиметров 10-15 и загибаем конец.
Зажимаем
изогнутый конец плоскогубцами, как показано на фото.
Берем в другую руку вторые плоскогубцы, захватываем ими
короткий свободный конец и аккуратно, виток к витку,
накручиваем его на длинный конец струны.
Когда
короткий конец будет полностью накручен на длинный – наша
петелька готова.
Возможно, не сразу петельки получатся красивыми и
аккуратными, можно сначала потренироваться на небольшом
кусочке струны.
Теперь
берем нашу струну, пропускаем петелькой под струнодержатель.
Свободный конец струны в свою очередь пропускаем в
петельку. Вот она и получилась, самозатягивающаяся петля на
струнодержателе.
Итак, сами струны у нас готовы, теперь поговорим о колках.
Колки могут быть
металлическими либо деревянными. На мой взгляд,
металлические надежнее и проще в эксплуатации: все-таки
дерево - материал капризный. Металлические же не требуют
ухода и хорошо держат строй, главное чтоб они были
достаточно плотно вкручены в корпус. Именно вкручены - на
каждом колке имеется резьба с мелким шагом. Ни в коем случае
не следует забивать колки молотком. Вкручивать колки удобно
г-образным или т-образным ключом.
Вкручиваем колки в корпус на такую глубину, чтобы от
корпуса до отверстия для крепления струны оставалось
примерно 25 мм.
Закрепляем струну на стержне струнодержателя (как было
описано выше), свободный конец струны подтягиваем к колку.
Оставляем миллиметров 60-70 для намотки, остальное отрезаем.
Не нужно оставлять слишком длинный конец, для надежного
крепления хватит двух-трех витков.
Загибаем конец и вставляем его в отверстие колка.
Придерживая пальцем, закручиваем колок. Делаем 1 виток
вверх, остальные вниз.
Когда
струна натянулась, выравниваем петельку у струнодержателя.
Как правило, петелька становится на расстоянии нескольких
миллиметров от стержня, к тому же немного не ровно. Просто
берем какой-либо металлический предмет, например маленькие
плоскогубцы, и подталкиваем петельку ближе к
струнодержателю.
Теперь все
у нас ровно и красиво.
После того как установили все струны, выравниваем высоту их
над декой, двигая нижний виток вверх-вниз.
Теперь можно оставить гусли на некоторое время, чтобы
струны немного растянулись, после чего приступать к
настройке.
При использовании материалов ссылка на
сайт обязательна!